Коккинаки Владимир Константинович

1904 – 1985

Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938, 17.09.1957), Заслуженный летчик-испытатель CCCР (1959), генерал-майор авиации (1943), Заслуженный мастер спорта СССР (1959)


Родился 25  июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В Красной Армии  с 1925 года, до 1927 г. служил в пехоте. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 г. – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, служил в строевых частях ВВС. В 1932-1935 г.г. – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).    В 1935-1964 г.г. – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. В.К.Коккинаки поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы: штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов. 20 апреля 1936 г. впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). 27-28 июня 1938 г. на самолёте ЦКБ-30 «Москва» со штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва–Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой. 17 июля 1938 года за выполнение перелёта  В.К.Коккинаки присвоено звание Героя Советского Союза.

28-29 апреля 1939 г. на самолёте ЦКБ-30 «Москва» В.К.Коккинаки со штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяжённостью 8000. С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14 января 1965 г. решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) В.К.Коккинаки награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны В.К.Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности. В.К.Коккинаки установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 г.г. – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 г.г. – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17 сентября 1957 г. В.К.Коккинаки награжден второй Звездой Героя Советского Союза. В 1961-1968 г.г. В.К.Коккинаки – вице-президент и президент, а с декабря 1968 г.– почётный президент ФАИ.
С 1964 г. В.К.Коккинаки работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 г. – он является ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
В.К.Коккинаки умер 7 января 1985 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В.К.Коккинаки награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами, удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965 г.), Ленинской премии (1960 г. за Ил-18). Его именем названа улица в Москве, на родине В.К.Коккинаки, в Новороссийске, в центральной аллее  установлен бронзовый бюст.

 

martiolog

agoor

sae

novoros

kmv

tomsk

famous

filia

project1

greekru